Дистанционное образование в ДОУ. Методические рекомендации
Введение
С 1 сентября 2024 года действует новое постановление Правительства, которым утвердили Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ распространяется в том числе на школы и детские сады.
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.
Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
- Нормативные основы деятельности.
Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистанционного обучения:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно – эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; МР 2.4.0330-23; утверждены руководителем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным врачом РФ А.Ю.Поповой 29.08.2023 (введены впервые).
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
2.Основные понятия.
Информационные системы – государственные, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через интернет, и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения.
Цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся.
Цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
Под электронным обучением надо понимать взаимодействие обучающегося с педагогом посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания. Взаимодействие может происходить в режиме реального времени или быть отложено во времени.
Дистанционное обучение характеризуется применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.
Задачи:
- Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
- Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
- Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
- Усиление личностной направленности образовательного процесса
- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
- Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
- Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.
«Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
- Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
- Возможность контролировать круг общения ребенка;
- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
- Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
- Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
- Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе
- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Цифровая образовательная платформа
С 2023 года школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны.
С 2023 года детские сады должны применять исключительно государственные информационные системы и ресурсы при реализации основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных детей (подп. «д» п. 1 Перечня, утв. Президентом 24.09.2021 № Пр-1808ГС, ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Программа дошкольного образования – основная общеобразовательная, поэтому требование о ФГИС применимо к ней в полной мере. Для детей дошкольного возраста отдельную систему не разработали, но во ФГИС «Моя Школа» добавили контент, который могут использовать воспитатели (постановление Правительства от 22.09.2023 № 1545).
ФГИС «Моя школа» создали, чтобы:
- создать современную и безопасную образовательную среду;
- обеспечить равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории России для всех обучающихся;
- повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий;
- создать возможности для вовлечения родителей в процесс образования детей;
- организовать взаимодействие региональных и федеральных систем, использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
В каталоге ФГИС «Моя школа» есть более 10 тыс. единиц материалов, которые можно использовать в обучении и воспитании. Подробнее о подключении к системе и работе в ней – в рекомендации «Как использовать ФГИС «Моя школа».
Технические условия.
Набор оборудования одинаковый для педагога и ученика. В него входят устройства, которые позволят взаимодействовать с цифровым контентом и выполнять задания:
- стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
- клавиатура и мышь;
- микрофон;
- стереонаушники;
- веб-камера;
- принтер и сканер;
- фото- и видеокамера цифровая.
В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.
Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.
Содержание деятельности.
При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.
Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима:
- Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
- Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.