Версия для слабовидящих
Обычная версия
МЕНЮ

Дистанционное образование в ДОУ. Методические рекомендации

Введение

С 1 сентября 2024 года действует новое постановление Правительства, которым утвердили Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ распространяется в том числе на школы и детские сады.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.

Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1. Нормативные основы деятельности.

Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистанционного обучения:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

- Методические рекомендации по обеспечению санитарно – эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; МР 2.4.0330-23; утверждены руководителем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным врачом РФ А.Ю.Поповой 29.08.2023 (введены впервые).

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

2.Основные понятия.

Информационные системы – государственные, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через интернет, и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения.

Цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся.

Цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;

Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.

Под электронным обучением надо понимать взаимодействие обучающегося с педагогом посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания. Взаимодействие может происходить в режиме реального времени или быть отложено во времени.

Дистанционное обучение характеризуется применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

 

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

  1. принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
  2. принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  3. принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  4. принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.

Задачи:

  1. Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
  2. Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
  3. Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
  4. Усиление личностной направленности образовательного процесса
  5. Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
  2. Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

«Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
  • Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
  • Возможность контролировать круг общения ребенка;
  • Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
  • Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
  • Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
  • Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
  • Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
  • Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе
  • В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Цифровая образовательная платформа

С 2023 года школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны.

С 2023 года детские сады должны применять исключительно государственные информационные системы и ресурсы при реализации основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных детей (подп. «д» п. 1 Перечня, утв. Президентом 24.09.2021 № Пр-1808ГС, ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). 

Программа дошкольного образования – основная общеобразовательная, поэтому требование о ФГИС применимо к ней в полной мере. Для детей дошкольного возраста отдельную систему не разработали, но во ФГИС «Моя Школа» добавили контент, который могут использовать воспитатели (постановление Правительства от 22.09.2023 № 1545).

ФГИС «Моя школа» создали, чтобы:

  • создать современную и безопасную образовательную среду;
  • обеспечить равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории России для всех обучающихся;
  • повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий;
  • создать возможности для вовлечения родителей в процесс образования детей;
  • организовать взаимодействие региональных и федеральных систем, использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

В каталоге ФГИС «Моя школа» есть более 10 тыс. единиц материалов, которые можно использовать в обучении и воспитании. Подробнее о подключении к системе и работе в ней – в рекомендации «Как использовать ФГИС «Моя школа».

Технические условия.

Набор оборудования одинаковый для педагога и ученика. В него входят устройства, которые позволят взаимодействовать с цифровым контентом и выполнять задания:

  • стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
  • клавиатура и мышь;
  • микрофон;
  • стереонаушники;
  • веб-камера;
  • принтер и сканер;
  • фото- и видеокамера цифровая.

В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.

Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.

Содержание деятельности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

  • обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
  • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
  • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима:

  • Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
  • Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.


© 2024.